home    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  


Полуглиссер подвозит снаряды... (фото из архива капитана 2 ранга  В.М.Митина )

В ходе войны экипажам полуглиссеров, состоявшим всего из двух человек — моториста-пулеметчика и командира, потребовалось добиться абсолютной взаимозаменяемости: даже в самой экстремальной ситуации оставшийся в строю член экипажа продолжал выполнять поставленную задачу. Ярким примером этой боевой выучки могут служить действия катерников 14 октября 1944 года, когда рвавшаяся к Висле Днепровская военная флотилия вышла к городку Сероцк у слияния Буга и Нарева...

                                                      
Бронекатера в атаке...

Прежде, чем вести корабли флотилии на незнакомый участок реки и высаживать десант в Сероцк, необходимо было провести навигационную разведку в светлое время суток, когда можно различить приметные ориентиры на берегу. Выполнить ответственное и опасное задание поручили военному гидрографу лейтенанту Н. Сигину и экипажу полуглиссера № 104 — старшине Г. Дудникову и мотористу А. Самофалову. Ввиду особой важности задания с ними шел и командир отряда полуглиссеров лейтенант М. Калинин.

В ранний предутренний час на широкий плес у Сероцка внезапно выскочил маленький верткий катерок и, двигаясь ломаным курсом с резкими поворотами, стал приближаться к берегу, занятому врагом. Н. Сигин, навалившись на бортик, привычно промерял глубины коротким шестом. Всего пять минут потребовалось фашистам, чтобы понять цель этой дерзкой вылазки. И сразу ударили пулеметы и минометы. «В стереотрубу было видно, как всплески от мин и пулеметных очередей окружают полуглиссер, — вспоминал командующий флотилией вице-адмирал В. В. Григорьев. — Но поворотливый кораблик продолжал выписывать зигзаги под вражеским огнем. Как ни мала была эта цель, через одну-две минуты интенсивного обстрела представлялось уже невероятным, чтобы полуглиссер остался невредимым. Но сквозь пальбу доносился треск его мотора — корабль сохранял ход... Когда полуглиссер на обратном курсе проходил мимо нас, на большой скорости, хотя и не очень хорошо слушаясь руля, удалось разглядеть на борту фигурки всех четырех моряков, и мы облегченно вздохнули. Но порадоваться за них мы поспешили...»

Корпус «104-го» был изрешечен десятками пробоин, перебитый пулями штуртрос наскоро сращен, оба офицера оказались ранены, Сигин — тяжело. И все же, собрав последние силы, он обстоятельно по карте доложил обстановку. Сведения, добытые экипажем катера за десять минут пребывания под шквальным огнем, оказались поистине бесценными: уже через пять дней фашистов выбили из Сероцка комбинированным ударом флотилии и сухопутных войск.


Днепровская военная флотилия. Плавучая дальнобойная батарея под командованием капитан-лейтенанта Рассохина В.Э.
 на огневой позиции. Июнь 1944 года.
Фото Н. Веринчука.

                                                                         Освобождение Пинска

В ночь на 12 июля 1944 года 1-я Бобруйская бригада речных кораблей Днепровской военной флотилии скрытно прорвалась на 20 километров за линию фронта по Припяти в тыл врага. Корабли без единого выстрела и незамеченные противником рано утром высадили в центре Пинска, превращенного врагом в мощный узел обороны, первый эшелон десанта в составе бойцов и техники 1326-го полка 415-й стрелковой дивизии (около 600 человек) и отряда моряков. Высадка была произведена непосредственно на причалы порта. Десантники быстро заняли значительную часть города. Их наступление поддерживалось огнем кораблей. Опомнившись от паники, гитлеровцы бросили против десанта танки и самоходные орудия, открыли сильный минометный огонь. В упорных боях бронекатера доставляли пополнение десанту, наращивая его силы. Тяжелые бои за освобождение Пинска закончились утром 14 июля, когда с севера в Пинск ворвалась 397-я стрелковая дивизия 61-й армии и соединилась с десантом.

                                      

                                             

                                             Высадка десанта в Пинск  12 июля 1944 года.      Художник И. И. Родионов.   .  

В боях за Пинск моряки проявили стойкость и храбрость Командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский объявил благодарность морякам «...за дерзкую операцию по высадке десанта в центр занятого врагом Пинска».
Войскам, участвовавшим в освобождении города Пинска. Верховным Главнокомандующим объявлена благодарность. В их честь 14 июля 1944 года в Москве был дан артиллерийский салют 20 залпами из 224 орудий, а наиболее отличившимся из них: 12-й и 55-й гвардейским стрелковым дивизиям, 228-му, 446-му, 447-му, 1323-му и 1326-му стрелковым пачкам, 38-й инженерно-саперной бригаде и 233-му инженерно-саперному батальону, 106-му отдельному полку связи, 421-му отдельному линейному батальону связи, 437-му отдельному радиодивизиону и 390-й отдельной телеграфно-строительной роте связи, 3-му и 4-му дивизионам катеров тральщиков и 1-му отдельному гвардейскому дивизиону бронекатеров — приказом от 23 июля 1944 года было присвоено почетное наименование “Пинские”. 
В приказе Верховного Главнокомандующего говорилось: “Войска 1-го Белорусского фронта, форсировав реки Ясельда и Припять, сегодня, 14 июля при поддержке Днепровской речной военной флотилии штурмом овладели центром советской Белоруссии городом Пинском — важным опорным пунктом обороны немцев на Брестском направлении.

В боях за овладение городом Пинском отличились войска генерал-лейтенанта Белова, генерал-майора Яновского, полковника Шмаглева, полковника Бастеева, полковника Андоньева, полковника Мощалкова, генерал-майора Турчинского; артиллеристы генерал-майора артиллерии Егорова, полковника Воскресенского, полковника Городовенко, полковника Булатова, полковника Старостина, подполковника Иванова, полковника Пономаренко; танкисты полковника Войцика, летчики полковника Гращенко, подполковника Смирнова; части Днепровской речной военной флотилии капитана первого ранга Григорьева; капитана 2-го ранга Лялько, капитана 2-го ранга Митина,

Владимир Михайлович Митин (фото из архива капитана 2 ранга  В.М.Митина )
 капитана 3-го ранга Пескова, капитан-лейтенанта Михайлова, капитан-лейтенанта Солянкина, капитан-лейтенанта Лупачева; саперы полковника Афанасьева, полковника Павшука, майора Козлова; связисты генерал-майора войск связи Литвиненко, инженер-полковника Позднякова...”
 397-я Сарнепская и 415-я Мозырская стрелковые дивизии, 38-я армейская гвардейская пушечная артиллерийская Калинковичская Краснознаменная бригада, 107-й стрелковый Лунинецкий полк, 1-я Бобруйская бригада речных кораблей, 2-я Лунинецкая бригада речных кораблей

Полуглиссера...(фото из архива капитана 2 ранга  В.М.Митина )
и 2-й отдельный гвардейский Бобруйский дивизион бронекатеров Днепровской военной флотилии были награждены орденами Красного Знамени

Многие моряки были награждены правительственными наградами. Участник этого боя гвардейский бронекатер БКА-92 навечно установлен как памятник на пьедестале в Пинске. 

 

 

В штурме Пинска в июле 1944 года отличились десять моряков-днепровцев — Владимир Канареев, Владимир Кириллов, Леонид Куколевский, Галям Мурзаханов, Михаил Пономарев, Геннадий Попов, Николай Сикорский, Александр Столяров, Григорий Тупицын, Александр Фирсов. За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм они пополнили когорту Героев Советского Союза.

 

 

Лунинец (до 1917 года официальное название — Люцин), город в Белaрусии. Известен с 1177 года.

Оставлен Красной Армией 10 июля 1941 года. Освобожден 10 июля 1944 года войсками 1-го Белорусского фронта при поддержке соединений Днепровской военной флотилии и партизан в ходе Белорусской стратегической наступательной операции.

Освобождавшие соединения:

1-й Белорусский фронт:61-я армия:
89-й стрелковый корпус (генерал-майор Яновский Александр Яковлевич):
55-я стрелковая дивизия (полковник Шмыглев Вениамин Петрович);
23-я стрелковая дивизия (полковник Бастеев Иван Васильевич).
Днепровская военная флотилия:

1-я бригада речных кораблей (капитан 2-го ранга Лялько Степан Максимович);

2-я бригада речных кораблей (капитан 2-го ранга Митин Владимир Михайлович).

Партизаны:

Партизанская бригада имени С.М.Кирова (Лисович Федор Иванович).

Приказом ВГК соединениям и частям, отличившимся в боях при форсировании реку Щара и за овладение года Лунинец, присвоено наименование Лунинецких:

89-й стрелковый полк (подполковник Тараненко Андрей Данилович);

107-й стрелковый полк (подполковник Смекалин Федор Васильевич);

111-й стрелковый полк (подполковник Черноусенко Иван Павлович);

117-й стрелковый полк (подполковник Винокуров Федор Иванович);

239-й отдельный линейный батальон связи (майор Кулагин Михаил Андреевич);

73-й военно-строительный отряд (инженер-капитан Франчук Александр Ульянович);

2-я бригада речных кораблей.

Войскам, форсировавшим реку Щара и освободившим Лунинец и Слоним, приказом ВГК от 10 июля 1944 года объявлена благодарность и в Москве дан салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.

 

 

 

 


В Берлине
22 апреля 1945 года отряд из 10-ти полуглиссеров типа «НКЛ-27» 2-й Бобруйской Краснознаменной бригады речных кораблей Краснознаменной Днепровской военной флотилии (командир отряда лейтенант М. М. Калинин) с 29 моряками был переброшен с Одера на восточный берег Шпрее в районе Карлсхорста (юго-восточный район Берлина). Он был придан 9-му стрелковому корпусу 5-й ударной армии, наступавшей на Берлин. В ночь на 23 апреля катера были спущены на воду и под непрерывным ожесточенным вражеским огнем в районе подходов к Рейхстагу форсировали Шпрее, ширина которой в этом месте достигала 300 метров. 

Высадка десанта на Шпрее в Берлине...(фото из архива капитана 2 ранга  В.М.Митина )

23—25 апреля днепровцы на катерах и понтонах, буксируемых полуглиссерами, под ураганным огнем врага переправили весь 9-й корпус — более 16 тысяч бойцов с вооружением, 100 орудий и минометов, 27 танков, 700 повозок с боеприпасами и другими грузами. По оценке командования 9-го корпуса, они сыграли решающую роль в форсировании Шпрее, чем обеспечили выполнение корпусом и всей 5-й ударной армией боевой задачи по захвату района правительственных кварталов.
В битве за Берлин моряки отряда полуглиссеров проявили исключительный героизм и мастерство. Они все были награждены правительственными наградами, а девять из них, включая и лейтенанта М. М. Калинина, удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Днепровская военная флотилия за отличные боевые действия и героизм личного состава при штурме Берлина была награждена орденом Ушакова I степени.


Днепровцы в Берлине...(фото из архива капитана 2 ранга  В.М.Митина )

Важными достоинствами полуглиссеров были их сравнительно малый вес и габариты, благодаря чему и стало возможным участке советских моряков в штурме Берлина. 8 апреля 1945 года командующий 5-й ударной армией генерал Н. Э. Берзарин обратился к вице-адмиралу Григорьеву: «Берега Шпрее в черте города одеты в бетон, высота стенок до пяти метров, мостов мало. Понтонными средствами тут обойтись трудно, нужны более активные способы форсирования. Чем можете помочь!»

                         
                             

    Катера Днепровской военной флотилии с десантом в Берлине 1945 год . Художник И. И. Родионов.  

Григорьев предложил использовать полуглиссеры. Последовали один за другим вопросы командарма. Какая скорость? Сколько может брать бойцов? Какие габариты? Сколько весит? Узнав, что вес каждого 1,2 т, а габариты 1,7X7 м, Берзарин тут же распорядился выделить машины для переброски одиннадцати катеров в район сосредоточения 9-го стрелкового корпуса генерала И. П. Рослого. А вечером 22 апреля Рослый поставил лейтенанту Калинину боевую задачу: ночью приступить к переброске десанта на полуглиссерах на западный берег Шпрее... 

Днепровцы в Берлине...

Для форсирования были выбраны три расположенных неподалеку друг от друга участка, наиболее удобные для посадки и высадки бойцов. Во втором часу ночи грузовики с полуглиссерами подошли к реке. Там в укрытиях их уже ждали солдаты. Вместе с матросами они на руках спустили катера на воду. Заметив движение, фашисты открыли ружейно-пулеметный огонь, взвились осветительные ракеты. Они залили зеленоватым светом реку, по которой уже стремительно мчались советские глиссеры. В 1.45 катер № 111 высадил первых пятнадцать разведчиков: 5-я ударная армия начала бои на западном берегу Шпрее...

Ширина реки в этом месте около трехсот метров, побережье буквально нафаршировано огневыми средствами. И хотя наши артиллеристы делали все, чтобы подавить огонь противника, легкие деревянные катерки недолго оставались невредимыми. Рвались мины, корпуса, надстройки решетили пули, гибли люди, но экипажи, проявляя чудеса героизма, продолжали выполнять боевую задачу.


На Днепровской переправе. Август 1944 года.
Фото А. Бродского.


К рассвету на западный берег был переброшен полк в полном составе и несколько подразделений из других частей. Но потери на полуглиссерах оказались столь велики, что генерал Рослый приказал приостановить десантирование и подтянуть к реке самоходки и танки для прикрытия переправы. Под огненным щитом рейсы катеров возобновились, а когда прибыли понтоны для паромов, полуглиссеры взяли на себя роль буксировщиков. И теперь уже на отвоеванные плацдармы потоком хлынули не только войска, но и орудия, минометы и даже танки.

Десант на полуглиссере...(фото из архива капитана 2 ранга  В.М.Митина )

На этом этапе боя проявил мужество и самоотверженность экипаж полуглиссера № 117 — старшина Г. Казаков и моторист В. Черников. Снаряд вражеской самоходки поразил тридцатьчетверку, находившуюся на понтоне вместе с группой автоматчиков на середине реки. Моряки «сто семнадцатого», стоявшего у берега, увидев запылавший танк, дали полный ход и направили свое суденышко к полыхавшему парому. За считанные минуты они успели снять с парома автоматчиков и раненых танкистов, и едва катер отошел, как в танке начал рваться боезапас...

Благодаря героизму катерников-днепровцев войска генерала Рослого добились большого успеха в штурме Берлина. Всего же за несколько дней челночных рейсов на переправе полуглиссеры и буксируемые ими понтоны перевезли 16 тысяч бойцов, 600 орудий и минометов, 27 танков, сотни повозок с боеприпасами и другими грузами. Кроме того, моряки отряда вели разведку приречных кварталов, поддерживали связь между дивизиями и полками.

 

                                   Город Schwedt / Oder.  AltesRathaus  конец 1930-х годов...


                                                     Город Schwedt / Oder.  Im Schlobpark  конец 1930-х годов...

30 апреля, накануне капитуляции берлинской группировки, вице-адмирал Григорьев прибыл к месту дислокации отряда — малой, но такой важной части своей флотилии. «Полуглиссеры стояли, тесно прижавшись борт к борту, на затишном участке Шпрее под прикрытием небольшого мыска, — вспоминает адмирал. — Над каждым — наш боевой Военно-морской флаг. На набережной выстраивается в шеренгу небольшая группа моряков. У некоторых забинтована голова или на перевязи рука, но выглядят браво, улыбаются. Лейтенант Калинин, сильно хромая и опираясь на блестящий немецкий палаш, подходит с рапортом. В строю шестнадцать старшин и матросов — половина первоначального состава отряда».

Калинин Михаил Михайлович (1911–1973)Михаил Михайлович Калинин, лейтенант, командир 2-го отряда полуглиссеров 2-й Бобруйской Краснознаменной бригады речных кораблей Днепровской Краснознаменной ордена Ушакова военной флотилии, родился в 1911 году в селе Елшанка Бузулукского района Оренбургской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1942 года. Окончил школу-семилетку в 1926 году, затем школу ФЗУ при станции Бузулук, там же работал секретарем комитета ВЛКСМ. С 3932 года по 1959 год служил в Военно-Морском Флоте. После окончания военно-морского артиллерийского училища имени ЛКСМУ в 1938 году работал военпредом на военных заводах.

С сентября 1942 года до победы над Германией воевал в составе 6-го и 7-го дивизионов тральщиков Волжской военной флотилии в Сталинграде, а также в составе Днепровской военной флотилии, выполняя боевые задачи в интересах Сталинградского, Центрального, 1-го Белорусского фронтов, участвовал в обороне Сталинграда, освобождении Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Дважды ранен. Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», тремя другими медалями и польским орденом «Крест храбрых».Звание Героя Советского Союза М. М. Калинину присвоено 31 мая 1945 года за отвагу и мужество, проявленные при форсировании реки Шпрее во время штурма Берлина.Боевое крещение лейтенант Калинин получил у волжской твердыни и прошел боевой путь от Сталинграда до Берлина. Сталинградская битва для Калинина была школой мужества, она закалила его как воина.Во всех последующих боях и десантных операциях Днепровской военной флотилии по освобождению Белоруссии, городов Мозыря, Пинска Калинин воевал отважно и мужественно.В сентябре 1944 года храброго офицера назначили командиром передового отряда пол у глиссеров, в задачу которого входило содействие нашим частям, освобождавшим польский город Сероцк.Боевые качества и командирская зрелость лейтенанта М. М. Калинина наиболее ярко раскрылись при штурме Берлина. Вот как это было.В ночь на 23 апреля 1945 года под огнем противника Калинин начал переправу через реку Шпрее. На головном катере он отправился с бойцами разведывательного отряда на противоположный берег. Когда в ходе боя был сражен командир полуглиссера Пашков, его задачи взял на себя Калинин и довел корабль с десантом на западный берег Шпрее. В разгар форсирования Калинин был ранен осколком в левую руку, но не покинул своего поста, продолжая управлять переправой.«Героизм и храбрость команды полуглиссеров, безусловно, сыграли решающую роль в форсировании р. Шпрее», — говорится в отзыве Героя Советского Союза генерал-лейтенанта И. П. Рослого.Маршал Советского Союза Г. К. Жуков в своих «Воспоминаниях и размышлениях» писал: «При форсировании Шпрее смело действовала 1-я бригада речных кораблей Днепровской военной флотилии, особенно отряд полуглиссеров этой бригады во главе с командиром лейтенантом М. М. Калининым».Капитан 2-го ранга М. М. Калинин служил в Военно-Морском Флоте до 1959 года. После увольнения в запас жил в Черкассах, работал в ДОСААФ. Умер в 1973 году.


Командующий Днепровской флотилией контр-адмирал Виссарион Виссарионович Григорьев (2-й справа) с моряками-днепровцами — Героями Советского Союза. Вручение шестерым Героям Советского Союза Золотых Звезд и орденов Ленина. Днепровская флотилия, май 1945 года.
Фото С. Шиманского.

Из тридцати моряков девять были удостоены звания Героя Советского Союза, семь из них — посмертно. И когда уцелевшие полуглиссеры отряда, переброшенные на грузовиках о Штеттин, шли кильватерной колонной по устью Одера, экипажи советских кораблей выстраивались на верхних палубах, как положено при встрече тех, кто отличился в бою.

                    

                                              Город Schwedt / Oder.    Neue Brücke   конец 1930-х годов...

В прорыве Днепровской военной флотилии в речную систему фашистской Германии наряду с полуглиссерами не менее эффективно показали себя катера-тральщики.

25 июня 1944 года командарм П. И. Батов просил моряков высадить десант на окраине села Здудичи на Березине. Путь к точке высадки не был разведан, и потому впереди бронекатеров с десантом пошли два катера-тральщика. Шли осторожно и вскоре действительно обнаружили заграждение: плотики из бревен, связанные стальным тросом и опутанные колючей проволокой. Минеры спустились за борт и ощупью обнаружили под плотиками десятки фугасов и противотанковых мин. На их разоружение по всем правилам времени не было, решили перерубить трос и развести концы заграждения. Отвлеченные грозной канонадой немцы проморгали появление наших тральщиков, а когда они, наконец, опомнились и открыли огонь, бронекатера с десантом уже устремились к занятому противником берегу. Маленькие неказистые катерки типа КМ — «каэмки» — успешно решили очередную боевую задачу, как они делали это на протяжении всей войны.   

                                   Сарафанов Василий г.Мильрозы Германия  10 января 1947 год

 

Необходимость в пригодных для траления катерах остро ощущалась уже с первых дней войны, особенно на Балтике. Для этого стали использовать как переоборудованные гражданские, так и катера специальной постройки, наиболее многочисленные среди них: типа Р («Рыбинец»), типа Я («Ярославец») и типа КМ (катера малые или «каэмки»).

Самыми крупными были стальные катера типа Р; при водоизмещении 29 т и мощности двигателя 136 л. с. они развивали скорость 9 узлов, а с тралом — 4 узла. Вооружение составляли два 12,7-мм пулемета, глубинные бомбы и тралы. Сравнительно высокая мореходность позволяла этим представителям москитного флота действовать при волнении моря до 3 баллов. На реках широко применялся дивизионный посыльный катер Я-5 (водоизмещение 23,4 т, мощность мотора 65 л. с., скорость 10 узлов, кроме тралов, одно 45-мм, одно 37-мм орудие и два 12,7-мм пулемета). Ярославские катера высаживали десанты на Балтике; перевозили войска и поддерживали артиллерийским огнем наши части на Волге; участвовали в боях на Малой земле и в освобождении Керчи и Феодосии на Черном море; в составе Днепровской флотилии в мае 1945 года вышли к Берлину; в боевых порядках Дунайской флотилии участвовали в освобождении Вены, Белграда, Братиславы и других городов; вместе с другими кораблями Амурской флотилии перевозили советские войска через Амур и дошли до Харбина.

Особенно прославились деревянные малые катера КМ (120), созданные под руководством Л. Л. Ермаша. Малоуязвимые для авиации, они эффективно действовали при тралении в прибрежных зонах, в узкостях, гаванях и на рейдах. Не случайно о пополнении катерного тралящего флота заботились на протяжении всей войны. С июня 1941-го по май 1945 года флот получил в общей сложности 327 катеров-тральщиков разных типов, при этом большинство из них составляли «каэмки».    Г. СМИРНОВ,    В. СМИРНОВ   

                                                                                                home    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  

Сайт управляется системой uCoz